NsmuBase

Учебные материалы и ответы на тесты

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ, ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ У ДЕТЕЙ

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ, ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ У ДЕТЕЙ

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Гигиеническое воспитание — это система привития полезных навыков и на основе знания правил здорового об­раза жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.

В стоматологии гигиеническое воспитание играет очень важную роль, так как этиология и патогенез кариеса зубов в значительной мере обусловлены отрицательными привыч­ками человека, связанными с неправильным потреблением сахара, нарушением самоочищения полости рта, недостаточ­ным уровнем гигиены. Гигиеническое воспитание включает два направления — санитарно-просветительскую работу и обучение и контроль за гигиеной полости рта.

Санитарно-просветительская работа ставит цель выра­ботать у населения убеждение в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе знаний о причинах заболевания, методах их предупреждения и поддержания организма в здоровом состоянии.

Санитарно-просветительской работе предшествует и сопутствует обучению гигиене полости рта, фундаментом которого она является. Только от человека, убежденного в необходимости поддержания гигиены полости рта, мож­но ожидать неуклонного и постоянного выполнения всех ее требований.

Санитарно-просветительская работа складывается из двух направлений — пропаганды медицинских знаний о здоро­вом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья и агитации населения в необходимости соблюдения правил и методов здорового образа жизни и профилактики болезней.

Следует четко различать общность и различие пропаган­дистской и агитационной работы. Агитация всегда ориен­тирована на конкретного адресата (детей, подростков, взрослых, рабочих и т.д.) и побуждает их к позитивным реакциям. В центре внимания пропаганды — определенный объект, например гигиена полости рта, средства и способы профи­лактики и т. д., о котором аудитория должна получить информацию. При этом реакция адресата пропаганды вто­рична, а цель пропаганды достигают с помощью агитации. Поэтому если пропаганду рассматривать как распростране­ние идей и знаний, то смысл агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.

Конечной целью санпросветработы является не распрост­ранение информации о предмете, а формирование убеждений, выработанных у слушателей в результате приобретения им знаний. Поэтому необходимо знать путь, который проходит информация, прежде чем она реализуется в поступках кон­кретных лиц, с которыми проводилась работа. Эта цепь в общем виде имеет следующий вид:

информация—>знания—> убеждения—> поступки.

Таким образом, целью санпросветработы является вос­питание у человека правильных убеждений, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилак­тику заболеваний. Без убеждений невозможны эффектив­ная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечная цель профилактики.

Успех санитарно-просветительской работы во многом определяется знанием психологии аудитории, а формы и методы работы зависят от конкретных коллективов.

Существуют активные и пассивные формы. Активные формы включают проведение бесед, выступлений, лекций, докладов. К пассивным формам относятся издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санпросветбюллетеней, проведение выставок, показ кинофиль­мов и др. Между этими формами имеется тесная взаимосвязь.

Преимущество активных форм работы заключается в непосредственной взаимосвязи агитаторов с населением, что обеспечивает наибольший эффект воздействия работы. В свою очередь, пассивные методы работы не требуют при­сутствия медицинского работника, воздействуют большее время и на неограниченную аудиторию. Недостаток ее состоит в отсутствии обратной связи между агитаторами и агитируемыми. Однако повышение качества пропаганды позво­ляет усилить эффект пассивных форм санпросветработы. По широте воздействия на аудиторию санпросветработа может быть массовой, коллективной и индивидуальной.

 

Любому виду профилактической работы должна пред­шествовать санитарно-просветительская деятельность врача или другого медицинского работника. Ее задача — привить населению знания о здоровом образе жизни, причинах заболеваний и сформировать убеждение в необходимости проведения профилактических мероприятий, предотвращаю­щих возникновение заболеваний.

Работа с детьми имеет серьезные особенности, связанные с социальным статусом детей, их психологией. Вместе с тем правильно продуманный и комплексный подход к санитарно-

просветительской работе среди детей дает наибольшую эф­фективность в привитии здоровых навыков на всю жизнь. В основе такого подхода должна быть комплексность воздействия санитарного просвещения на ребенка. В нем должны участво­вать четыре звена — врач, педагоги (воспитатели) и другой персонал учреждения, родители и сами дети. Упущение лю­бого их этих звеньев может самым неблагоприятным образом отразиться на эффективности всех мероприятий.

Первым этапом должна быть беседа с педагогами и ме­дицинскими работниками детского учреждения. Необходимо объяснить цель и задачи профилактики в стоматологии, обрисовать круг мероприятий по ее проведению, желатель­но время и условия их осуществления. Отдельно надлежит объяснить роль воспитателей и медработников детских учреждений в проводимой работе, подчеркнуть, что от их участия, требовательности во многом зависят успех и эф­фективность проводимых мер профилактики. Необходимо также убедительно ответить на вопросы педагогического кол­лектива. При соблюдении всех этих условий может быть достигнута цель — приобретение в лице педагогов и воспи­тателей убежденных соратников и помощников в борьбе за здоровье детей.

На втором этапе санпросветработы в организованных коллективах проводится беседа или выступление перед родителями. Удобнее всего встречу организовать перед ро­дительским собранием в классе или группе. Для подобного выступления нежелательна большая аудитория, поэтому не следует объединять родителей нескольких классов. Во вре­мя такой беседы следует достигнуть две цели — озаботить родителей состоянием зубов и органов полости рта своих детей и вызвать непосредственную заинтересованность в проведении и поддержании мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, планируемых в детском коллективе.

Третьим этапом санпросветработы являются беседы с детьми. Эти занятия удобнее всего проводить с классом

(или его частью) или группой садика. Для конкретной воз­растной группы их цель и содержание различны.

С детьми 3—4 лет занятиям следует придавать игровой характер, без поучительных и убеждающих интонаций. Они должны воздействовать на эмоциональную сферу и за­интересовывать детей игровыми моментами.

Для детей в возрасте-5—7 лет занятия должны быть несколько иными. Обычно в этом возрасте дети уже встре­чались со стоматологом и знают азы ухода за полостью рта. Кроме того, степень зрелости и сознательности в этой воз­растной группе уже значительно выше.

В школах санитарно-просветительская работа проводится в форме уроков здоровья. Они обычно делятся на 2 части — санитарно-просветительскую и практическую.

Санитарно-просветительская работа в различных коллек­тивах взрослого населения также должна проводиться с уче­том многих факторов. К ним, в первую очередь, относятся численность и профессия слушателей, уровень их образо­вания, интерес к проблеме, возраст, пол и др.

Пассивные формы агитации и пропаганды также не должны носить безличный характер. Их содержание сле­дует ориентировать на конкретную аудиторию. Напри­мер, в поликлинике информация должна помочь боль­ным справиться с уже имеющимися заболеваниями. В школе, ВУЗе требуется иной подход, рассчитанный на практически здоровых молодых людей, несколько скеп­тически воспринимающих знания по данному разделу. В одних случаях санитарные бюллетени, газеты, плака­ты должны содержать минимум текста и много красоч­ных рисунков и иллюстраций (например, для младших школьников), в других — иметь больше текстового ма­териала при одной-двух броских запоминающихся иллюст­рациях. Поэтому при подготовке наглядной агитации необходимо тщательно продумывать ее оформление, тексты, названия, место, где она будет выставляться и др.

Методы профилактики основных стоматологических заболеваний

Методы профилактики основных стоматологических за­болеваний делятся на 3 группы:

1)       коммунальные;

2)       групповые;

3)       индивидуальные.

Независимо от этого, обязательным элементом профилак­тических программ должны быть санитарно-просветительная работа и гигиеническое обучение.

 

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ У ДЕТЕЙ

Современная стоматология располагает целым рядом фундамен­тальных разработок и положений, на основе которых внедряются в практику перспективные направления профилактики основных стома­тологических заболеваний. С 1979 года в стране внедряется комплекс­ная система первичной стоматологической профилактики, результаты которой показывают достаточно высокую эффективность проводимых мероприятий. Однако, как показал опыт, без учета основных принци­пов и подходов к гигиеническому воспитанию населения или недоста­точно активном и дифференцированном его проведении неквалифици­рованными исполнителями, все трудоемкие затраты по осуществлению первичной профилактики могут не оправдаться.

Совершенствование гигиенического воспитания населения являет­ся действенным методом повышения эффективности первичной про­филактики за счет формирования правильного отношения к органам и тканям полости рта. Существенный опыт по данному разделу профи­лактики, накопленный за последнее десятилетие в Омской медицинс­кой академии, позволил рекомендовать к широкому практическому ис­пользованию разработанную систему организации гигиенического вос­питания населения при проведении первичной профилактики стомато­логических заболеваний у детей. Результатом исследований в этом на­правлении явилось определение принципов и общих подходов, форму­лировка целей и задач, разработка последовательности мероприятий в зависимости от возраста детей, социального статуса, уровня усвоения, организации детского населения в коллективы. Доказано, что только комплексный подход, включающий санитарно-просветительную работу и обучение методам гигиены полости рта с выделением ключевых групп населения, дает возможность повысить эффективность профи- лактики. Разработана типовая структура комнат гигиены с модифика­циями в зависимости от реальных условий. В центре гигиенического воспитания предусмотрена организация и оснащение основных функ­циональных зон.

Клиническая апробация организационной системы гигиенического воспитания, применяемой у городских и сельских детей, показывает значительный резерв повышения эффективности профилактики, до 30% редукции прироста кариеса зубов без применения каких-либо спе­циальных кариесстатиков.

 

ПРОБЛЕМА ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА И ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Из анализа существующих направлений первичной стоматологи­ческой профилактики явствует, что центральным звеном, на котором замыкаются все предложенные методы предотвращения заболеваний органов и тканей полости рта, является формирование здорового обра­за жизни. Непосредственно в формировании ЗОЖ участвуют три важ­нейших в стоматологии направления: гигиеническое воспитание насе­ления, рациональное питание и устранение вредных привычек и небла­гоприятных факторов внешней среды. Гигиеническое обучение и вос­питание — неотъемлемая часть комплексной программы социального развития нашего общества, в которой важное место принадлежит зна­ниям и навыкам, обеспечивающим должное гигиеническое содержание полости рта. Гигиеническое воспитание включает в себя два неотъем­лемых раздела: санитарно-просветительную работу и обучение мето­дам гигиены полости рта (Леонтьев В.К., Сунцов В.Г., Дистель В.А., 1986).

Несмотря на то, что вопросы санитарно-просветительной работы постоянно находятся в поле зрения стоматологов, знания и навыки на­селения в вопросах физиологии, патологии, профилактики все еще на­ходятся на низком уровне (Максимова О.П. с соавт., 1985; Касенова Л.Р., 1980; Белова Н.А., 1984; Федоров Ю.А., 1984). Это обусловливает нарушение элементарных гигиенических норм и правил ухода за поло­стью рта (Виноградова Т.Ф., Липатова Л.С, 1975; Кадникова Г.И., 1976; Федоров Ю.А., 1979) и, как следствие, повышение поражаемос-ти кариесом и заболеваемости тканей пародонта (Харитон B.C. и со­авт., 1981; Bellini, 1981). Так, анкетированием было доказано, что зна­чение гигиены полости рта недооценивается не только детьми, но и родителями и педагогами (Боровский Е.В., 1983). Вместе с тем, дети стоматологов чаще чистят зубы, реже употребляют сладости, в этих се­мьях чаще говорят о здоровом образе жизни и значении ухода за зуба­ми (Tala, 1984). Это, в свою очередь, отражается на более низком уровне поражения их зубов кариесом.

Современное состояние проблемы первичной стоматологической профилактики, особенно у детей, настоятельно диктует дифференциро­ванное проведение активных и пассивных форм санпросветработы сре­ди различных групп населения (Белова Н.А., 1984; Сунцов В.Г., 1987) с обязательным соблюдением принципов преемственности (Келбауске-не Н., Стропене Г., 1980), разработкой средств наглядной агитации и широкого использования технических средств — радио, кино, телеви­дения, печатных материалов, создания объединенной информационной службы стоматологической профилактики и гигиены (Rizzutx, 1975). Задачи по решению вышеперечисленных проблем отражены в плане реализации неотложных вопросов профилактики и резолюции Всерос­сийского симпозиума «Первичная профилактика основных стоматоло­гических заболеваний» (Омск, 1985).

Имеющиеся сведения уже на современном этапе позволяют утвер­ждать, что эффективность профилактики кариеса зубов существенно повышается в результате проведения рациональных методов санпрос­ветработы. Так, проведение пяти уроков гигиены в сочетании со спе­циальными методами профилактики позволили авторскому коллективу, возглавляемому профессором Ю.А.Федоровым (1984), снизить у школьников прирост кариеса на 40—50%, однако у учащихся технику­ма с другим уровнем усвоения — редукция почти в два раза ниже. Реа­лизация с 1962 года гигиенической программы в итальянских школах и дошкольных учреждениях, еженедельное выступление представителя Комитета по государственному радиовещанию и телевидению, подго­товка и деятельность 21400 гигиенистов — дали ощутимые профилак­тические результаты (Bellagarda, 1975). Причем, участие в воспита­тельной программе родителей и педагогов дает наилучшие результаты. Доказано, что уже после 2,5 лет планомерной работы у дошкольников вырабатываются тесные связи между знаниями, уровнем гигиены по­лости рта, привычками в рациональном питании и снижении стомато­логической заболеваемости. Сочетание устной информации при прове­дении санпросветработы с видеозаписью, фильмами, слайдами, маг­нитной записью улучшает клинико-гигиенические результаты.

Другим важным аспектом гигиенического воспитания населения является обучение и соблюдение гигиены полости рта. Профилактичес­кое значение ухода за полостью рта не вызывает никакого сомнения,

об этом убедительно свидетельствуют данные специального изучения стоматологического статуса в зависимости от уровня гигиены (Васи­на С.А., 1983; Федоров Ю.А., 1984; Кадникова Г.И., 1984). Наглядным свидетельством профилактического значения гигиены полости рта яв­ляются исследования на добровольцах, у которых при исключении ак­тивных гигиенических мероприятий в присутствии углеводов в корот­кие сроки возникают множественные очаги деминерализации эмали (Fehr, 1970; Леонтьев В.К. с соавт., 1981), полностью исчезающие при последующем регулярном и тщательном уходе за зубами (Сунцов В.Г., 1986). Профессиональная и интенсивная гигиена полости рта при мес­тной углеводной нагрузке (Сунцов В.Г., Недосеко В.Б., Бокая В.Г., 1980) полностью блокируют патогенетические механизмы развития на­чального кариеса зубов.

Современная кулинарная обработка пищевых продуктов и характер пищи не способствуют процессу самоочищения полости рта и улучше­нию слюноотделения (Леонтьев В.К., 1978). В результате этого на твердых и мягких тканях накапливаются клейкие остатки пищи, являю­щиеся хорошей питательной средой для постоянно адаптирующейся микрофлоры полости рта, которая активно участвует в образовании вторичных приобретенных структур. Устранение этих структур, отри­цательно воздействующих на полость рта (Пахомов Г.Н., 1982), воз­можно лишь при ее искусственном очищении. Для этого широко раз­рабатывается проблема средств и предметов гигиены полости рта, а также методы оценки качества гигиены. В настоящее время все более используется возможность придания средствам гигиены, наряду с очи­щающими свойствами, специального профилактического влияния пу­тем внесения добавок, повышающих резистентность твердых тканей зубов (растворимые соли кальция и фосфата, фториды) или воздей­ствующих на микрофлору полости рта (антисептики, ферменты, биоло­гически активные вещества). Многообразие средств гигиены с различ­ными профилактическими свойствами позволяют рекомендовать их дифференцированно с учетом возраста, состояния полости рта, инди­видуальных привычек. Оптимальная гигиена возможна при выполне­нии ряда основных требований: обучение, регулярное соблюдение, контроль за правильностью выполнения (Овруцкий Г.Д., 1982).

Несмотря на убедительные доказательства эффективности рацио­нальной гигиены полости рта в профилактике основных стоматологи­ческих заболеваний, значительный ассортимент средств гигиены, про­цент населения, регулярно ухаживающего за зубами, не превышает 29—35% (Федоров Ю.А., 1984). Большинство обследованного населе-

ния не располагает достаточными сведениями о гигиене полости рта и ее профилактическом значении. Это свидетельствует о том, что гигие­ническое воспитание осуществляется недостаточно активно. Необходи­мы доступные формы и методы санпросветработы, остро стоит вопрос о создании «центров» гигиенического воспитания (комнат гигиены и профилактики), о выработке эффективных методов обучения, снабже­ния и разработки наглядных пособий и методических материалов. Все эти вопросы, наряду с подготовкой медперсонала, нуждаются в нео­тложном решении.

Воспитательные мероприятия по профилактике кариеса зубов дол­жны совершенствоваться по линии внедрения населению знаний о здо­ровом образе жизни, в том числе относительно органов полости рта, в выработке на их основе убеждений в необходимости его соблюдения, привитии навыков ухода за органами полости рта и поддержания их в здоровом состоянии, в воспитании привычек к их соблюдению и конт­ролю за правильностью их применения. Эти задачи ложатся на плечи врачей, среднего медицинского персонала, педагогов и родителей.

Гигиеническое воспитание в стоматологии играет очень важную роль, так как проблемы этиологии и патогенеза кариеса зубов и болез­ней пародонта в значительной мере обусловлены отрицательными нра­вами и привычками человека относительно потребления углеводов, на­рушений самоочищения полости рта, недостаточного уровня гигиены. Поэтому преодоление этих привычек путем гигиенического воспита­ния населения является важным этиотропным и патогенетическим на­правлением профилактики, одним из существенных для органов полос­ти рта аспектов здорового образа жизни. Для совершенствования гиги­енического воспитания с учетом все возрастающего потока информа­ции и научных разработок возникает необходимость в создании гибкой системы, которая бы дала возможность стоматологам дифференциро­вать выбор форм, средств и методов применительно к различным груп­пам населения.

В этой гибкой системе необходимо выделять ключевые, основные группы населения, четко определяя задачи и формы гигиенического воспитания. По мере накопления опыта работы, расширения матери­ально-технической базы количество групп можно увеличивать с диф­ференциацией методов и средств воспитания.

Как показывает опыт, особенно тщательно нужно планировать и осуществлять систему гигиенического воспитания при проведении профилактических мероприятий у детей, чему в основном посвящены

материалы настоящей главы. Однако излагаемые принципы можно ши­роко использовать для любой другой группы населения.

При организации гигиенического воспитания равнозначное внима­ние необходимо уделять двум основным группам важнейших и взаимо­дополняемых мероприятий: санитарно-просветительной работе и обу­чению методам гигиены полости рта (схема). Успешное проведение этих разделов гигиенического воспитания настоятельно диктует созда­ние специальных центров — комнат гигиены и профилактики. Эти комнаты необходимо создавать в поликлиниках, дошкольных и школь­ных детских учреждениях.

В зависимости от площади выделяемого помещения можно компо­новать несколько вариантов таких комнат. При достаточной площади (25—30 м2) создается типовая комната гигиены и профилактики (см. приложение № 1), включающая несколько функционально-ориентиро­ванных зон.

 

  1. 1.          Зона активного обучения рациональным методам гигиены
    полости рта оснащается в обязательном порядке 8—10 раковинами на высоте не более 70 см от уровня пола и соответствующим количеством больших зеркал над раковинами (рис. 1). Сверху над зеркалами долж­ны быть размещены красочно оформленные правила ухода за полос­тью рта, на видном месте — демонстрационная зубная щетка больших размеров и увеличенные модели челюстей.
  2. Зона активной информации — предусматривает установку стандартной школьной мебели на 25—30 посадочных мест в центре комнаты гигиены и профилактики, размещение диапроектора (киноус­тановки) и экрана (рис. 2). Предназначена для проведения активных форм санитарно-просветительной работы.
  3. Зона пассивной информации — размещается на свободных стенах комнаты гигиены и предусматривает создание постоянно дей­ствующих выставок средств, предметов гигиены и профилактики, стендов, таблиц, витражей с подсветкой, плакатов (рис. 3), вывешива­ния памяток для различных групп населения. Предназначена для осу­ществления пассивных и активных форм санитарно-просветительной работы.
  4. Профилактико-гигиеническая зона предусматривает установку шкафов с ячейками для размещения индивидуальных средств и предметов гигиены полости рта, а также набор средств профилактики и контроля качества гигиены (рис. 4). Индивидуальные зубные щетки
    целесообразно хранить в химических штативах.
  5. Зона обследования и контроля эффективности ги­гиены и профилактики (рис. 5) включает установку и осна­щение рабочего места стома­толога (универсальная борма­шина с подводкой воды и ка­нализацией, кресло, столик и т.д.), где можно осуществлять качественное обследование состояния полости рта до и в процессе специальных гигие­нических и профилактических мероприятий.

При создании комнат ги­гиены в школах и детских дошкольных учреждениях бо­лее целесообразно на наш взгляд создавать их совме­щенными с лечебным стома­тологическим кабинетом на 1—2 кресла. Для этого нужна комната размером с обычный класс. Создание оптимального

графика проведения санационной, профилактической, гигиенической работы позволяет на небольшой площади (что в условиях детских уч­реждений очень важно) компактно провести все разделы лечебно-про­филактических мероприятий.

Если в детском комбинате или школе нет возможности выделить отдельную большую комнату для этих целей, то всю необходимую на­глядную агитацию можно разместить в одном из холлов помещения, а практические навыки по гигиене полости рта и применению специаль­ных средств профилактики проводить в умывальной или приспособ­ленной комнате. Можно для этого использовать раковины с зеркалами, которые по типовым проектам устанавливаются в количестве 7—10 пе­ред столовой. Зубные щетки для обучения гигиене полости рта удобнее хранить в химических штативах вверх щетиной. Такие штативы с со­ответствующей маркировкой должны быть в каждом классе или группе и хранится в шкафах с ячейками.

ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Санитарно-просветительная работа в различных детских коллекти­вах является весьма сложной задачей. Целью этого раздела гигиени­ческого воспитания является выработка у населения убеждения в необ­ходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе науч­ных знаний причин заболеваний, методов их предупреждения и под­держания организма в здоровом состоянии. Санитарно-просветитель­ная работа предшествует и сопутствует обучению гигиене полости рта, фундаментом которого она является. Только от убежденного в необхо­димости гигиены человека можно ожидать неуклонного и постоянного выполнения всех ее требований, закрепления их в полезную привычку.

Санитарно-просветительная работа в своей основе должна опи­раться на два основных направления: пропаганда медицинских знаний о профилактике и агитация за соблюдение правил и методов здорово­го образа жизни.

Наиболее серьезные особенности в организации и проведении это­го раздела работы отмечаются при гигиеническом воспитании детского контингента. Они связаны с возрастным и социальным статусом детей, уровнем их психологических реакций. Вместе с тем, правильный про­думанный и комплексный подход к санитарно-просветительной работе среди детей дает наилучшие результаты, он наиболее эффективен в привитии здоровых навыков на всю жизнь. Основой такого подхода яв­ляется комплексность воздействия санитарного просвещения на ребен­ка, в нем должны быть задействованы и в обязательном порядке актив­но участвовать четыре основные группы заинтересованных лиц: меди­цинские работники детских учреждений, педагогический* коллектив, родители и сами дети. Медицинские работники — особенно средний медперсонал — непосредственно участвуют во всех этапах профилак­тики и должны являться заинтересованными и активными помощника­ми стоматолога-организатора первичной профилактики. Педагогичес­кий коллектив участвует в организационной структуре проводимых ме­роприятий и также должен знать о характере и важности профилакти­ки, чтобы активно и заинтересованно помогать стоматологу. Родители должны в домашних условиях контролировать гигиену полости рта и регулировать пищевой режим. Дети — это непосредственный объект профилактики. Упущение даже незначительных этапов работы с лю­бым из этих звеньев может самым неблагоприятным образом отразить­ся на эффективности профилактических мероприятий.

При проведении профилактики не нужно забывать, что ею может и должно быть охвачено не только организованное детское население, но и неорганизованное, посещающее в индивидуальном порядке лечебные учреждения. В зависимости от этого дифференцируются методы и средства одного из разделов профилактики — гигиенического воспита­ния населения. Дифференциация должна осуществляться и при прове­дении санпросветработы. Прежде всего необходимо четко подразде­лять активные и пассивные формы работы и точки их приложения. К активным формам относятся методы непосредственного общения ме­дицинских работников (стоматологов) с населением — проведение уроков здоровья, бесед, выступлений, лекций, докладов. К пассивным формам относятся издание научно-популярной литературы, статей, ли­стовок, памяток, плакатов, санбюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Между этими формами имеется тесная взаимо­связь.

Преимуществом активных форм работы является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалистов и населения, что обеспе­чивает наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою оче­редь, пассивные методы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на неограниченную ауди­торию. Недостатком ее является отсутствие обратной связи между спе­циалистами и населением. Однако, повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивной формы санпросветработы.

Как активные, так и пассивные формы санпросветработы необхо­димо применять среди организованных групп детского населения (дет­ские комбинаты, школы) и неорганизованных детей, посещающих сто­матологические детские учреждения с родителями или без них. При­чем среди организованного населения эта работа осуществляется бо­лее эффективно, так как охватывает все четыре основные звена (медра­ботники, педагоги, родители и дети). Среди неорганизованного населе­ния следует ожидать меньшую эффективность, потому что участвует в работе только два звена (родители и дети).

Наиболее эффективными методами активных форм санпросветра­боты являются беседы, выступления и лекции. Их высокая действен­ность зависит от непосредственного общения врача с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания. Эти методы позволяют врачу учитывать соци­альные, профессиональные и индивидуальные особенности слушате­лей, степень их первичной подготовки, уровень усвояемости.

Беседы и семинары с педагогами и медицинскими работниками детского учреждения — являются первым этапом активных форм

санпросветработы. В этих беседах необходимо объяснить цель и зада­чи профилактики в стоматологии, обрисовать круг мероприятий по ее проведению, объем работы, желательное время и условия их осуществ­ления. Отдельно надлежит объяснить роль воспитателей и медицинс­ких работников детских учреждений в проводимой работе, подчерк­нуть, что от их участия, заинтересованности и требовательности во многом зависит успех и эффективность проводимых мер профилакти­ки. Необходимо также не торопясь, с научным подходом, доходчиво и убедительно ответить на вопросы педагогического коллектива. При со­блюдении всех этих условий может быть достигнута цель — приобре­тение в лице педагогов, воспитателей и медработников убежденных со­трудников и помощников в осуществлении профилактики.

Вторым этапом активной санпросветработы в организованных коллективах являются беседы или выступления перед родителями. Удобнее всего это выступление организовывать перед родительским собранием. При этом нужно иметь в виду, что для данного этапа неже­лательна большая аудитория, поэтому не следует объединять родителей нескольких классов или групп. Выступление или беседа по профилак­тике должны решить две задачи: озаботить родителей состоянием зу­бов и органов полости рта своих детей и вызвать непосредственную заинтересованность в проведении и поддержании профилактических мероприятий в детском коллективе.

Беседу желательно построить живо, интересно, со многими приме­рами, иллюстрациями, слайдами. Продолжительность ее не должна превышать 15—20 минут, чтобы такой же промежуток времени оста­вить для ответов на вопросы. Для решение первой задачи — озаботить родителей состоянием зубов их детей — необходимо акцентировать внимание на сложных и неприятных последствиях, к которым приво­дят болезни зубов, челюстей, пародонта, нарушение прикуса. Лучше, если эта сторона вопроса будет несколько преувеличена. На таком фоне серьезнее воспринимается информация о возможностях профи­лактических мероприятий, появляется ответственность родителей за состояние здоровья своих детей. В заключение беседы (выступления) врач должен призвать родителей быть его помощником в этом важном деле и подчеркнуть зависимость успеха профилактических мероприя­тий от совместных усилий. Особый акцент делается на контроль за культурой потребления углеводов и поддержание должного объема гиги­ены полости рта в домашних условиях. Для закрепления полученных знаний весьма целесообразно каждому родителю вручить соответствую­щие памятки-листовки, размноженные типографским способом.

Третьим этапом активных форм санитарно-просветительной рабо­ты являются беседы и уроки здоровья для детей. Они должны быть строго дифференцированы по целям и содержанию в зависимости от возраста детей. Эти беседы (занятия) удобнее всего проводить с клас­сом (группой). В возрасте 2—4 лет они носят игровой характер, долж­ны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересованность де­тей и ни в коем случае не включать поучительные и убеждающие ин­тонации. В возрасте 5—-7 лет беседы носят несколько иной характер. Учитывая, что в этом возрасте дети уже встречались со стоматологи­ческими вмешательствами и знают азы ухода за полостью рта, беседу с группой следует начать с объяснения о необходимости сохранять зубы здоровыми и что для этого нужно делать. В беседах имеет смысл коснуться значения питания, особенно очищающего полость рта.

В школах санитарно-просветительная работа проводится в форме уроков здоровья и требует иного подхода. Урок здоровья продолжи­тельностью 45 минут обычно включает и элементы второго раздела ги­гиенического воспитания — обучения методам гигиены полбсти рта. На первом уроке целесообразно рассказать о строении, функции и зна­чении зубов в жизни человека, как работают зубы, когда прорезывают­ся и выпадают. Необходимо в популярной форме объяснить причины заболеваний зубов, а также остановиться на роли питания, вредных привычек. На фоне сообщения этих данных нужно объяснить детям, особенно 1—4 классов необходимость гигиены полости рта, когда и зачем нужно обращаться к стоматологу. Преподносимые знания важ­но проконтролировать путем вопросов и коррекции ответов детей в конце урока.

На втором уроке беседа может быть посвящена средствам и пред­метам ухода за полостью рта. Детям надо объяснить, как устроена зуб­ная щетка, как ею пользоваться, хранить. Необходимо рассказать и по­казать зубные щетки, пасты, порошки, правила пользования ими, мето­дику чистки зубов на моделях. В заключение второго урока нужно про­верить знания по этому разделу.

На третьем уроке здоровья, который должен быть посвящен прак­тическому обучению ухода за полостью рта, дети знакомятся с метода­ми контроля гигиены.

В средних и, особенно, в старших классах активная санитарно-просветительная работа приобретает черты лекции, которая должна носить научный характер и воздействовать как на эмоции, так и на ра­зум слушателей. Старшеклассники приобретают серьезные знания по физиологии и анатомии полости рта, причинам и механизмам развития заболеваний, возможностям и методам профилактики. Важно объяснить и наглядно (фотографии, слайды) показать эстетические аспекты, воз­можность сохранить зубы здоровыми или улучшить их внешний вид.

Активные формы санпросветработы с неорганизованными детьми проводятся в поликлинике и носят индивидуальный, реже коллектив­ный (группы детей) характер. Основной метод — беседы с детьми по вышеуказанной методике.

Пассивные формы санитарно-просветительных мероприятий в основном направлены на две группы заинтересованных людей — это родители и дети. Частично в эти формы вовлечены медработники детс­ких учреждений и педагогический коллектив. В организованных груп­пах все средства пассивной агитации (санбюллетени, стенды, выстав­ки, плакаты, витражи, игровые компоненты и т.д.) целесообразнее со­средоточить в комнате гигиены. В поликлинике, где идет прием по об­ращаемости неорганизованного детского населения, эти средства дол­жны быть распределены равномерно, как в холле (коридоре) детского отделения, так и в комнате гигиены поликлиники. Содержание, уро­вень художественного исполнения, вид пассивной агитации может быть самым разнообразным и зависеть от местных возможностей. Но, тем не мене, они должны соответствовать и художественно дополнять цель и задачи активных форм санпросветработы.

Конечной целью всего комплекса санитарно-просветительных ме­роприятий должно быть воспитание у населения правильных убежде­ний и поступков в результате приобретения новых знаний, направлен­ных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику за­болеваний полости рта. Эта цель в общем виде имеет следующий вид: информация — знания — убеждения — поступки.

 

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Гигиеническое воспитание в этой связи рассматривается как один из видов деятельности по поддержанию здоровья, направленной на улучшение условий и ресурсов здоровья как на индивидуальном, так и на общественном уровне. В основу гигиенического воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни.

Гигиеническое воспитание использует методы устной, печатной и изобразительной пропаганды.

Гигиеническое воспитание лиц, находящихся в преморбидном состоянии, включает вопросы первичной профилактики заболевания, возможность развития или начальные признаки которого имеются, и направлены на коррекцию их гигиенического поведения. Здесь приходится перевоспитывать человека, воздействовать на уже сложившиеся привычки поведения, и поэтому санитарно-просветительная работа должна строиться таким образом, чтобы была возможность прямого, повторного общения, в процессе которого реципиент мог бы взять на себя определенные обязательства по изменению своего гигиенического поведения, а медицинский работник — контролировать выполнение этих обязательств.

Гигиеническое воспитание детей и подростков — комплексная и многоплановая деятельность. В ней важны и разнообразные каналы массовой коммуникации, использование которых необходимо активизировать. По популярности различных форм пропаганды здорового образа жизни на первом месте находятся телевидение и художественные фильмы.

Гигиеническое воспитание родителей проводится в основном в виде лекций и бесед на родительских собраниях, индивидуальных бесед и консультаций. Необходимо также и наличие в медицинском кабинете научно-популярной литературы, памяток, рекомендаций для родителей.

Методика гигиенического воспитания больных дифференцируется по двум направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими заболеваниями.

В программу гигиенического воспитания больных с хроническими заболеваниями ( в стационаре и поликлинике) обязательно должны включаться вопросы оказания доврачебной самопомощи при обострении заболевания. Больной должен быть ориентирован в отношении начальных признаков рецидива заболевания, с тем чтобы он мог вовремя прибегнуть к самопомощи и своевременно обратиться к врачу.

В случае если гигиеническое воспитание осуществляется в групповой аудитории ( оптимально 15 — 20 человек), то врачу важно выяснить, однородна ли группа. Если группа неоднородна, то ситуация, в которой мы ориентируемся, относится к 3-му типу ситуаций, если однородна — то к 4-му типу. Формы и средства, соответствующие этим типам ситуации, изложены в таблице. И наконец, может быть контакт с индивидуумом — 5 — й тип ситуации. Этому типу ситуаций также присущи определенные формы и средства гигиенического воспитания.

Каждый из аспектов гигиенического воспитания связан с различными компонентами жизнедеятельности человека, имеющими непосредственное отношение к гигиенической культуре: просветительный и обучающий аспекты направлены на формирование системы знаний, умений и навыков, касающихся здоровья; собственно воспитательный — на формирование нормативно-ценностной системы убеждений, взглядов, мнений, позитивного в отношении здоровья поведения. Комплексное понятие, которое вкладывается специалистами в термин гигиеническое воспитание, соответствует значению слова воспитание в общелитературном языке, где оно означает целенаправленный процесс просвещения — распространения знаний и обучения — формирования системы знаний, умений и навыков, с одной стороны, и воспитание в узком смысле слова — формирование качеств и свойств характера, образа мыслей, поведенческих стереотипов — с другой.

Все большее значение приобретают также гигиеническое воспитание всего населения, широкое внедрение физической культуры, искоренение вредных для здоровья привычек, пропаганда здорового образа жизни.

Получение медицинских знаний зависит от методов и средств гигиенического воспитания при индивидуальной, групповой и массовой работе. Следует отметить, что формы, методы и средства, применяемые ранее в санитарном просвещении, остаются востребованными в гигиеническом воспитании и в пропаганде здорового образа жизни.

При решении задач на предмет определения в предложенных ситуациях необходимости гигиенического воспитания пациентов, населения и основной направленности выбора форм и средств его проведения следует выявить ведущие признаки ситуаций, на которые необходимо ориентироваться.

Общее руководство и контроль за организацией и проведением работы по гигиеническому воспитаниюосуществляет главный врач лечебно-профилактического учреждения, который должен обеспечить активную работу врачей и средних медицинских работников как в стенах самого лечебно-профилактического учреждения, так и на обслуживаемой территории.

В качестве примера рассмотрим, как количественный состав аудитории диктует реализацию формыгигиенического воспитания. Положим, медицинскому работнику ( врачу, фельдшеру, медсестре) предлагается провести дискуссию в молодежном общежитии. Становится известным, что в дискуссии будут принимать участие 150 — 300 человек. В этих условиях врач должен отказаться от проведения дискуссии, так как в противном случае это будет методической ошибкой. Дискуссия не будет достаточно эффективна в массовой аудитории, так как не будет возможности предоставить слово всем желающим, не позволит реализовать требования, предъявляемые к дискуссии. В этой аудитории является более целесообразным прочесть лекцию.

Выпускается и вывешивается санбюллетень в тех учреждениях, организациях и предприятиях, где необходимо усилить тематическое гигиеническое воспитание. Например, при вспышке гепатита на заводе должен быть подготовлен санбюллетень Болезнь, которую можно победить. Санбюллетени, посвященные профилактике простданых заболеваний или острых кишечных инфекций, нужно вывешивать накануне подъема заболеваемости, с учетом сезонности.

Думой 12 марта 1999 г. и одобренного Советом Федерации 17 марта 1999 г. В ст. 36 Гигиеническое воспитание и обучение говорится, что гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.

После определения, к какому из пяти типов ситуаций относится оцениваемая ситуация, и выявления форм и средств гигиенического воспитания, пропаганды здорового образа жизни, ей соответствующим, надо выбрать из всех форм и средств, характерных для данной ситуации, самое рациональное, а также определить, если этого требует задача, основную направленность гигиенического воспитания.

Детям, находящимся на воспитании в детских учреждениях и обучающимся в школах, обеспечиваются необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья и гигиенического воспитания. Учебно-трудовая нагрузка, а также примерный режим занятий детей определяются по согласованию с Министерством здравоохранения СССР.

Думой 12 марта 1999 г. и одобренного Советом Федерации 17 марта 1999 г. В ст. 36 Гигиеническое воспитание и обучение говорится, что гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.

Министерству здравоохранения СССР, министерствам здравоохранения союзных республик и их органам на местах указано на необходимость принять меры к улучшению медицинского обслуживания и гигиенического воспитания детей в детских дошкольных учреждениях, осуществлять систематическое медицинское наблюдение за организацией питания, физическим развитием и состоянием здоровья детей, проведением оздоровительных мероприятий, обеспечить ежегодную диспансеризацию всех детей раннего и дошкольного возраста, добиваясь снижения их заболеваемости.

К проведению групповых занятий, помимо терапевтов, желательно привлекать узких специалистов поликлиники: диетолога, врача ( инструктора) ЛФК, психотерапевта и др. Участие психотерапевта вгигиеническом воспитании имеет особое значение, поскольку у этих групп населения требуется создать психологическую установку на необходимость коррекции гигиенического поведения и мобилизовать их волевые усилия.

К основным видам деятельности территориального отделения медико-социальной помощи относятся обеспечение первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний путем предупреждения аномальных явлений в семье и у подростков, просветительная работа по гигиеническому воспитанию населения, обучение само — и взаимопомощи, медико-социальная помощь престарелым и неоперабельным больным.

К гигиенически рациональным формам поведения относятся культура деятельности, культура условий жизни, способствующие повышению защитных свойств организма, а также деятельность по профилактике вредных привычек, что предполагает высокий уровень гигиенического воспитания населения.

Учитывая, что возникла ситуация, при которой отрицательное воздействие на среду часто происходит вследствие отсутствия элементарных экологических знаний у широких групп населения, данный курс дает каждому среднему медицинскому работнику навыки гигиенического воспитания, санитарно-просветительской работы, проведения природоохранных мероприятий.

Органы и учреждения Госсаннадзора следят за соблюдением на предприятиях и в организациях законодательства по санитарно-эпидемиологическим вопросам, проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий и соблюдением гигиенических правил и норм, выполнением мероприятий по предупреждению и ликвидации профессиональных и инфекционных заболеваний, погигиеническому воспитанию населения. [

Министерство просвещения СССР, Министерство здравоохранения СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, органы народного образования, здравоохранения, комитеты профсоюзов и комсомола, педагогические коллективы должны всемерно поддерживать инициативу учащихся и их общественных организаций по развитию самообслуживания как неотъемлемой части трудового, нравственного и гигиенического воспитания. Повышать роль родительских комитетов, комиссий профсоюзных комитетов предприятий и организаций по содействию семье и школе в воспитании детей и подростков, в усилении влияния родителей на трудовое воспитание учащихся, в том числе на организацию труда детей в семье.

Заинтересованным министерствам, ведомствам и общественным организациям поручено усилить работу по распространению гигиенических знаний и навыков, особенно среди детей и подростков, принять меры к улучшению подготовки санитарного актива и более широкому привлечению его к проведению профилактических мероприятий, активизировать участие в гигиеническом воспитании населения телевидения, радио, кино, культурно-просветительных учреждений.

РФ; 7) координирует деятельность предприятий, организаций, учреждений в организации и проведении производственного и общественного контроля за соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, выполнением гигиенических и противоэпидемических мероприятий и осуществляет методическое руководство по этим вопросам; 8) осуществляет методическое руководство работ погигиеническому воспитанию и образованию граждан, участвует в пропаганде гигиенических знаний; 9) проводит научные исследования в области изучения состояния здоровья населения, профилактики заболеваний человека и среды его обитания.

РФ, обязавший все подведомственные учреждения активизировать эту работу в свете разработанной к этому времени Концепции сохранения и укрепления здоровья населения РФ и Концепции охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г. Был создан Совет по гигиеническому обучению и воспитанию населения при Минздраве России, было предписано восстановить структуру служб гигиенического воспитания и медицинской профилактики на местах, наладить учет и отчетность в ведении профилактической работы, ввести в номенклатуру специальность Гигиеническое воспитание, а также должности врач и средний медработник по гигиеническому воспитанию, разработать показатели, характеризующие уровень гигиенической культуры и отношения населения к здоровому образу жизни и непосредственно к своему здоровью с целью создания системы слежения за этими показателями, модульные программы гигиенического обучения и воспитания населения и критерии оценки эффективности этой деятельности, а также учебные программы, методические и наглядные материалы для подготовки учителей здоровья в школах, высших и средних специальных учебных заведениях и многое другое.

После определения, к какому из пяти типов ситуаций относится оцениваемая ситуация, и выявления форм и средств гигиенического воспитания, пропаганды здорового образа жизни, ей соответствующим, надо выбрать из всех форм и средств, характерных для данной ситуации, самое рациональное, а также определить, если этого требует задача, основную направленность гигиенического воспитания.

РФ, обязавший все подведомственные учреждения активизировать эту работу в свете разработанной к этому времени Концепции сохранения и укрепления здоровья населения РФ и Концепции охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г. Был создан Совет по гигиеническому обучению и воспитанию населения при Минздраве России, было предписано восстановить структуру служб гигиенического воспитания и медицинской профилактики на местах, наладить учет и отчетность в ведении профилактической работы, ввести в номенклатуру специальность Гигиеническое воспитание, а также должности врач и средний медработник по гигиеническому воспитанию, разработать показатели, характеризующие уровень гигиенической культуры и отношения населения к здоровому образу жизни и непосредственно к своему здоровью с целью создания системы слежения за этими показателями, модульные программы гигиенического обучения и воспитания населения и критерии оценки эффективности этой деятельности, а также учебные программы, методические и наглядные материалы для подготовки учителей здоровья в школах, высших и средних специальных учебных заведениях и многое другое.

РФ, обязавший все подведомственные учреждения активизировать эту работу в свете разработанной к этому времени Концепции сохранения и укрепления здоровья населения РФ и Концепции охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г. Был создан Совет по гигиеническому обучению и воспитанию населения при Минздраве России, было предписано восстановить структуру служб гигиенического воспитания и медицинской профилактики на местах, наладить учет и отчетность в ведении профилактической работы, ввести в номенклатуру специальность Гигиеническое воспитание, а также должности врач и средний медработник по гигиеническому воспитанию, разработать показатели, характеризующие уровень гигиенической культуры и отношения населения к здоровому образу жизни и непосредственно к своему здоровью с целью создания системы слежения за этими показателями, модульные программы гигиенического обучения и воспитания населения и критерии оценки эффективности этой деятельности, а также учебные программы, методические и наглядные материалы для подготовки учителей здоровья в школах, высших и средних специальных учебных заведениях и многое другое.

Гигиеническое воспитание в этой связи рассматривается как один из видов деятельности по поддержанию здоровья, направленной на улучшение условий и ресурсов здоровья как на индивидуальном, так и на общественном уровне. В основу гигиенического воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни.

И здесь средним медицинским работникам всех профилей ( медицинская сестра общего профиля, семейная медицинская сестра, медицинская сестра отделения профилактики и кабинета здорового ребенка детской поликлиники) принадлежит ведущая роль. Однако в условиях коренной перестройки всего делагигиенического воспитания населения, обеспечения единой, политики профилактики заболеваний меняются подходы и к формированию ЗОЖ в работе медицинских сестер, которое из желательного раздела превращается в обязательный раздел работы. При этом речь идет не о дополнительной нагрузке, а об элементе лечебно-профилактической и профилактической работы, тесно увязанном с технологией деятельности среднего медработника. Пропаганда ЗОЖ должна не мешать работе, а повышать ее качественный уровень, не сводиться к формально проведенной беседе или вывешенному санбюл-летеню, а осуществляться с использованием всех доступных методов индивидуального воздействия, воздействия на группу и массовой коммуникации. Координировать эту работу на уровне среднего медицинского персонала призваны старшие и главные медицинские сестры поликлиник и больниц, планировать — заведующие отделениями, а обеспечивать технически и методически — работники центров медицинской профилактики и санэпиднадзора.

Каждый из аспектов гигиенического воспитания связан с различными компонентами жизнедеятельности человека, имеющими непосредственное отношение к гигиенической культуре: просветительный и обучающий аспекты направлены на формирование системы знаний, умений и навыков, касающихся здоровья; собственно воспитательный — на формирование нормативно-ценностной системы убеждений, взглядов, мнений, позитивного в отношении здоровья поведения. Комплексное понятие, которое вкладывается специалистами в термин гигиеническое воспитание, соответствует значению слова воспитание в общелитературном языке, где оно означает целенаправленный процесс просвещения — распространения знаний и обучения — формирования системы знаний, умений и навыков, с одной стороны, и воспитание в узком смысле слова — формирование качеств и свойств характера, образа мыслей, поведенческих стереотипов — с другой.

Поэтому уже с конца прошлого столетия ( за рубежом раньше) в связи с ростом общей и особенно неинфекционной заболеваемости ( болезнями цивилизации) была пересмотрена направленность всей системы санитарного просвещения и соответственно этому его организационная структура. Акцент просвещения, информации был перенесен на различные формы гигиенического воспитания. Термин гигиеническое воспитание означает комплексную просветительскую, обучающую и собственно воспитательную деятельность, направленную на формирование гигиенической культуры индивидов, социальных групп и общества в целом.  Книжка диспансеризуемого дает возможность больному регистрировать отдельные параметры своего гигиенического поведения, что способствует закреплению в его сознании полученных гигиенических рекомендаций, врачу — контролировать их выполнение пациентом. В условиях диспансеризации эта форма санитарно-просветительной работы применяется также при гигиеническом воспитании лиц, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний.

В училище воспитание гигиенических навыков сочетается с воспитанием характера, внутренней дисциплины, самообслуживания, вежливости и культуры, моральной устойчивости. Это пример для родителей, которые личной настойчивостью, разъяснением, словом тоже могут и должны уделять достаточное вниманиегигиеническому воспитанию школьника.

Получение медицинских знаний зависит от методов и средств гигиенического воспитания при индивидуальной, групповой и массовой работе. Следует отметить, что формы, методы и средства, применяемые ранее в санитарном просвещении, остаются востребованными в гигиеническом воспитании и в пропаганде здорового образа жизни.

По смыслу Закона способствуют обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия научные исследования в этой области; меры по своевременному информированию населения и меры погигиеническому воспитанию граждан, привлечение к ответственности за несоблюдение санитарного зак-ва и другие установленные законом мероприятия.

Это прежде всего относится к больным, страдающим гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, бронхиальной астмой и некоторыми другими заболеваниями. Данные литературы свидетельствуют о том, что 50 % случаев необоснованных обращений за скорой медицинской помощью составляют вызовы к больным хроническими заболеваниями, которые переоценивают тяжесть своего состояния, не умеют обеспечить самопомощь и нарушают предписанное врачом лечение. Целенаправленное гигиеническое воспитание больных хроническими заболеваниями способствует снижению числа необоснованных обращений за скорой медицинской помощью.

Поэтому уже с конца прошлого столетия ( за рубежом раньше) в связи с ростом общей и особенно неинфекционной заболеваемости ( болезнями цивилизации) была пересмотрена направленность всей системы санитарного просвещения и соответственно этому его организационная структура. Акцент просвещения, информации был перенесен на различные формы гигиенического воспитания. Термингигиеническое воспитание означает комплексную просветительскую, обучающую и собственно воспитательную деятельность, направленную на формирование гигиенической культуры индивидов, социальных групп и общества в целом.

Среди форм и средств, указанных по этому типу ситуаций, нет дискуссии, следовательно, действия медицинского работника, фигурирующего в задаче, оцениваются как неверные. С учетом признака готовности ( в данном случае у школьников есть знания, но нет правильных убеждений) ответ на задачу будет следующим: дискуссию в массовой аудитории ( 125 человек) проводить методически неверно. Основное направлениегигиенического воспитания должно быть — убедить школьников не начинать курить ( бросить курить); рациональная форма: телепередача, научно-популярный фильм. Возможен другой вариант — разбить школьников на группы и провести дискуссии.

Воспитание и обучение должны осуществляться систематически с учетом динамики физического и психического развития. Педагогический и медперсонал должны осуществлять работу по гигиеническому воспитанию систематически на протяжении всех лет воспитания и обучения ребенка. Вопросы обучения и воспитания должны отражаться в планах работы учреждений и в планах работы педагогов-воспцтателей.

Обычно при решении задач приходится одновременно учитывать не один, а несколько признаков ситуации. Сочетание признаков образует типы ситуаций. Каждому типу ситуаций соответствуют присущие ему формы и средства гигиенического воспитания.

Необходимо учитывать разную восприимчивость населения к медицинской информации. Особенно восприимчивы к пропаганде ЗОЖ беременные, больные с острыми заболеваниями и больные с хроническими заболеваниями в период их обострения. Из опыта зарубежных стран семейная медицинская сестра вместе с семейным врачом почти 30 % рабочего времени должны отводить на профилактические мероприятия игигиеническое воспитание на обслуживаемом участке и в семье.

Внеклассная и внешкольная работа включает организацию санитарных постов и бригад, занятия на факультативах и в кружках Юный медик, проведение бесед, лекций медицинским персоналом, индивидуальных консультаций, просмотр кино — и видеофильмов. Однако более эффективным является организация игровых ( особенно в младших классах) и состязательных форм обучения и воспитания: викторин, олимпиад, театрализованных представлений, шоу, конкурсов с обязательным участием старшеклассников в программах для младших школьников, выпуске санбюллетеней, листовок. Для старшеклассников хорошим способом обучения и воспитания является организация конференций, диспутов, круглых столов. Мощным средством гигиенического воспитания является участие школьников в работе клубов, общественных объединений гигиенической и экологической тематики.

В наш век стремительных скоростей мы редко задаемся вопросами, правильно ли мы едим, пьем, ведем себя с близкими, следим ли за здоровьем, как проводим свое свободное время. Короче, правилен ли наш образ жизни. Редко, и прежде всего потому, что повседневные заботы, которых становится все больше и больше, просто не оставляют времени для таких мыслей. Быть может, стоит хотя бы ненадолго задуматься над этим и с карандашом в руках прочитать эти тесты самооценки образа жизни, которые рекомендуется использовать при работе с населением по гигиеническому воспитанию.

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ, ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ У ДЕТЕЙ

Next Post

Previous Post

© 2020 NsmuBase

Проект winterweb.pro